Министерство социальной защиты Республики Карелия
Телефон доверия Фонд поддержки детей Министерство труда ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ЦЕНТРА «ДЕТИ В СЕМЬЕ» Объясняем.рф Спроси.дом.рф QR Спроси.дом.рф
Путь к профессиональному самоопределению
10.01.2020

Проект «Путь к профессиональному самоопределению»

Грантовое направление: Поддержка молодежных проектов, реализация которых охватывает виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1. Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»

Тематика грантового направления: Профориентация и содействие трудоустройству  молодежи.

 Первый конкурс 2019 г.

Обоснование проекта

Основная идея проекта заключается в создании профориентационного пространства для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в стационарных отделениях Центров помощи детям Республики Карелия (ЦПД РК), и на этой базе осуществление ими профессионального самоопределения и разработки личного профессионального плана с учетом их индивидуальных, психофизиологических особенностей, состояния здоровья и потребностей регионального рынка труда. В проекте реализована деятельность, направленная на приобретение  воспитанниками и сотрудниками Центров помощи детям  навыков, соответствующих требованиям профессионального самоопределения.

В проекте участвуют воспитанники  Центров помощи детям Республики Карелия «Надежда» (г. Петрозаводск, г. Кондопога) и № 7 (г. Сортавала, г. Лахденпохья); сотрудники  стационарных отделений ЦПД РК. Почему именно воспитанники  данных ЦПД РК являются целевой группой  проекта? В  названных Центрах  численность  получателей социальных  услуг  в возрасте 14-18 лет, находящихся на стационарном обслуживании наиболее высокая,  23 человека заканчивают обучение в школе и многие из них планируют поступать в организации профессионального образования г. Петрозаводска.

Требования к современной профориентации  ориентируют на становление  личностных характеристик молодежи:

- ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества;

- подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества.

Для достижения этих ориентиров детьми- сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей необходимо  создание  личного профессионального плана и овладение компетенцией для его реализации. 

Предлагаемый к реализации проект является «помощником», применяющим деятельностный подход, использующим групповые и индивидуальные формы  работы, инновационные образовательные и организационные технологии для решения актуальной проблемы- успешного  профессионального самоопределения детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Цель, задачи проекта

Цель проекта: Формирование профориентационного пространства, обеспечивающего содействие воспитанникам Центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей в осознанном проектировании  профессионального пути с учетом их  индивидуальных, психофизиологических особенностей, состояния здоровья и потребностей регионального рынка труда

Задачи проекта:

1.Согласовать план, основные этапы реализации проекта;

2.Провести тестирование детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

3. Создать условия для формирования профессионального самоопределения детей, совершенствования профессиональной  компетенции сотрудников;

4. Расширить представление детей о современном проектировании профессионального пути;

5.Содействовать практической реализации технологий профориентации, различных видов практик;

6. Подвести итоги работы, выработать рекомендации

Взаимодействие с партнерами

Агентства занятости населения (межрайонные) Республики Карелия

Для поддержки профессионального самоопределения воспитанников  используется профориентационное психологическое тестирование, которое  проводится  на базе Агентств занятости населения (межрайонных: Петрозаводское, Кондопожское, Сортавальское, Лахденпохское) Республики Карелия на автоматизированном комплексе «Выпускник» с последующим обсуждением своих результатов с психологом: определение перечня сфер деятельности, в которых участник тестирования может быть наиболее успешен. Содержание диагностик включает в себя ряд упражнений на выявление психо-эмоциональных особенностей ребенка, его интеллектуального уровня и определения профессиональных предпочтений. Результатом  станет перечень сфер деятельности, в которых участник тестирования может быть наиболее успешен при построении своего профессионального пути.

Кроме того, воспитанники ЦПД РК получат буклеты  «Выпускнику школы», «Правила выбора профессии»,  в которых отражены ответы на наиболее часто задаваемые вопросы по профориентации.

На этапе составления личных профессиональных планов детей профконсультанты, психологи будут оказывать консультационную помощь как воспитанникам, так и сотрудникам Центров помощи детям по их запросам.

Министерство социальной защиты Республики Карелия

Интерактивный портал Министерства социальной защиты Республики Карелия будет использоваться в качестве  информационного сопровождения проекта.

Практики

Для ориентации детей  в тенденциях развития технологий и регионального рынка труда предлагается  использовать различные виды практик:

Экскурсии- посещение детьми организаций профессионального образования г. Петрозаводска с целью ознакомления их со специальностями,  условиями поступления; ознакомительные выходы на предприятия города с  тем, чтобы увидеть особенности и специфику работы;

Тренинги – проведение для воспитанников тренингов  профессионального самоопределения, основанных на модели выбора профессии, предложенная Е.А. Климовым  «Хочу- Могу - Надо» с целью развития у подростков психологической готовности к профессиональному выбору и личностному самоопределению;

Семинары- тренинги- проведение для сотрудников ЦПД РК семинара- тренинга по организации психолого- педагогического сопровождения профессионального самоопределения детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с целью повышения их профессиональных компетенций; семинара- тренинга по изучению современных подходов к профессиональной ориентации детей с целью получения сотрудниками ЦПД РК опыта практической реализации технологий профориентации;

Мастер- классы- проведение демонстрационных уроков от специалистов- профессионалов той или иной области;

Профориентационные игры – направлены на определение перспективных жизненных и профессиональных целей; анализ и осмысление профессиональных перспектив; управление личным профессиональным планом; побуждение участников к осознанному выбору профессии; развитие профессионально важных качеств;

Кроме того, предполагается организация  серии профориентационных игр с использованием «Атласа новых профессий» (http://atlas100.ru/) Участники узнают, какие тенденции в мире существуют сегодня, какой род деятельности вскоре вообще исчезнет, какой появится. Как, зная эти тенденции, выбрать для себя достойное занятие – чтобы было по душе и востребовано обществом;

Образовательный квест профориентационной направленности – активная практическая деятельность профессиональной направленности; участие детей в квесте является «генеральной репетицией» их последующего серьезного и ответственного выбора;

Уроки финансовой грамотности- содействуют повышению уровня финансовой грамотности, необходимого условия для подготовки детей к требованиям социально-экономической, финансовой ситуации в процессе решения задач профессионального самоопределения, самообразования личности, соответствующего ее индивидуальным особенностям и запросам общества;

Дистанционная форма- использование в  работе (домашнее задание; виртуальные экскурсии; e-mail, on- lain консультации)  интернет- ресурсов.

Экскурсии, мастер- классы будут построены с учетом предпочтительного круга  профессий, определенным детьми. Кроме того, запланированы виртуальные экскурсии в «Мир профессий», востребованный   на региональном рынке труда (организации профессионального образования, крупные производственные предприятия Республики Карелия), в которых будут принимать участие и косвенная  группа проекта- воспитанники ЦПД РК, не являющиеся целевой группой.

Особенностью проекта является то, что приглашенные  для проведения мастер- классов специалисты  –  добровольцы -  выпускники Центров помощи детям, добившиеся успехов в трудовой деятельности  и готовые делиться опытом. Они расскажут, как будущим выпускникам, воспитанникам ЦПД, найти себя и определить свой профессиональный  путь, как адаптироваться в обществе  в постинтернатном периоде  и как добиться успеха в жизни.

Сопровождение

Психолого- педагогическое сопровождение профессионального самоопределения детей, участников целевой группы проекта, предполагает  соучастие взрослых в определении и реализации жизненных и профессиональных планов воспитанников за счет отслеживания их образовательных и личных достижений; развитие профессиональных склонностей и возможностей, позволяющих детям самим осознать дальнейшие образовательные и жизненные перспективы, профессиональные планы;

Информационное сопровождение   характеризуется созданием на официальных сайтах организаций раздела, посвященного профориентации, содержание которого обсуждается вместе с детьми. Возможные разделы: Рекомендации психолога; Информационно- справочные материалы, Каталог интернет- ресурсов по профориентации и др.

Запланировано проведение скайп- совещаний членов команды  с представителями ЦПД  РК  с целью промежуточного анализа реализации Проекта  и проведения консультаций по составлению личных профессиональных планов детей.

Этапы работы

Первый этап - старт реализации проекта. На установочном семинаре будет проведена презентация проекта, согласован план его реализации, основные этапы.

Воспитанники ЦПД РК будут проходить профориентационное психологического тестирования на автоматизированном комплексе «Выпускник»  на базе Агентств занятости населения (межрайонных) Республики Карелия. Результатом является перечень сфер деятельности, в которых участник тестирования может быть наиболее успешен при построении своего профессионального пути. Кроме того, дети получат информационный раздаточный материал, ссылки на интернет ресурсы.

На втором этапе состоится первое заседание  Школы профессионального самоопределения в г. Петрозаводске. В программу первого заседания входят  мероприятия для детей и  сотрудников ЦПД РК. Мероприятия  для детей включают проведение  тренингов профессионального самоопределения, профориентационных игр, образовательного квеста профориентационной направленности; уроков финансовой грамотности, знакомства с Атласом новых профессий; индивидуальных консультаций психолога. В качестве домашнего задания детям будет дана работа по изучению востребованности профессий регионального рынка труда (http://mycareer.karelia.ru/). Сотрудники станут участниками семинара - тренинга «Организация психолого- педагогического сопровождения  профессионального самоопределения детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Применяются индивидуальные и групповые формы обучения.

Результатом  работы второго этапа  станет  готовность участников целевых групп к построению личного профессионального плана детей и их сопровождению; появление у детей   новых ценностных ориентации и смыслов выбора профессий. Использование каникулярного времени позволяет детям более подробно изучить и понять различные виды профессиональной деятельности.

Третий этап включает проработку различных социальных навыков самостоятельно и в команде по направлениям: учеба, саморазвитие, физическая активность, карьера. Сотрудники Центров осуществляют сопровождение путем заинтересованного наблюдения, консультирования, личностного участия, поощрения максимальной самостоятельности воспитанника в проблемной ситуации при минимальном их участии. Психолого- педагогическое сопровождение всегда персонифицировано и направлено на конкретного ребенка, даже  если сотрудник ЦПД работает с группой. Ребенок самостоятельно или  вместе со взрослым анализирует состояние своего здоровья, изучает результаты и рекомендации, полученные в ходе профориентационного психологического  тестирования; знакомится с  профессиями и специальностями; анализирует потребности регионального рынка труда(выполняет домашнее задание). Психолог команды проводит очные и e-mail, on-line  индивидуальные  консультации по запросам воспитанников ЦПД РК.

На официальных сайтах организаций  создаются разделы, посвященные профориентации. Содержание разделов обсуждается вместе с детьми.

Воспитанникам, которым нужна помощь в освоении образовательных стандартов и подготовке к сдаче государственной итоговой аттестации, будет организована работа репетиторов. Запланировано проведение скайп-совещаний членов команды  с представителями ЦПД  РК; выезд в Центр помощи детям «Надежда» (г. Петрозаводск)  с целью промежуточного анализа реализации Проекта  и проведения консультаций по составлению личных профессиональных планов детей. В ходе реализации третьего этапа наблюдается готовность участников целевых групп работать в режиме взаимодействия.

 На четвертом этапе состоится  второе заседание Школы профессионального самоопределения в г. Петрозаводске, в котором участвуют как воспитанники ЦПД РК, так и сотрудники Центров. Программа заседания будет построена с учетом результатов деятельности на предыдущих этапах. В соответствии с личными профессиональными планами детей определен предпочтительный  круг профессий. Исходя из данного перечня профессий, для детей будут организованы экскурсии в  профессиональные образовательные организации г. Петрозаводска; мастер- классы по профессиям с приглашением специалистов (добровольцев);  посещение предприятий г. Петрозаводска.

Кроме того, в программе запланированы виртуальные экскурсии в «Мир профессий», востребованный   на региональном рынке труда (организации профессионального образования, крупные производственные предприятия Республики Карелия), в которых будут принимать участие и косвенная группа Проекта- воспитанники ЦПД РК, не являющиеся целевой группой.  Для сотрудников – семинар - тренинг «Современные подходы к профессиональной ориентации детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в новых социально- экономических условиях». Участники семинара познакомятся  с современными подходами в профориентации и профориентационными методиками.

Результатом работы четвертого этапа станет формирование внутренней готовности детей самостоятельно совершать выбор будущей профессии, осознание детьми общественной значимости  труда, получение сотрудниками ЦПД РК опыта практической реализации технологий профориентации. Использование каникулярного времени  способствует  развитию у детей желания познавать мир труда и профессий.

На пятом этапе реализации проекта будет проходить третье (заключительное) заседание Школы профессионального самоопределения в г. Петрозаводске. Заседание посвящено итогам реализации Проекта и развитию системы организации профориентационной деятельности в ЦПД РК.

В ходе работы участники Проекта проанализируют  позитивные изменения и проблемы, с которыми встретились при составлении плана; готовность выпускников ЦПД продолжить образование в соответствии с их планом, потребностью регионального рынка труда. Также участниками Проекта будут выработаны рекомендации по развитию системы профориентационной деятельности в ЦПД РК. Помимо участников целевых групп проекта в заседании принимают участие представители СМИ (телеканал «Ника плюс»); партнеры проекта.

Ожидаемые результаты

Наиболее значимыми ожидаемыми результатами проекта  станут: осознанный, самостоятельный и обоснованный выбор воспитанников ЦПД РК  своего жизненного и профессионального пути; повышение доступности профориентационной помощи детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; получение сотрудниками ЦПД РК опыта практической реализации технологий профориентации; повышение их профессиональной компетенции; появление целостной системы профориентационной работы в ЦПД РК.